Основные функции модуля УТМ ЕГАИС и способы его настройки

Модуль УТМ ЕГАИС для торговли алкогольной продукцией

7421
19 февраля 2020 в 12:31
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

УТМ – это программное обеспечение, предназначенное для отправки сведений на сервер единой государственной автоматизированной информационной системы о расчетных кассовых операциях с алкоголем. Модуль устанавливается по месту работы организации на персональный компьютер или онлайн-кассу, если кассовые аппараты поддерживают эту функцию. У приложения нет пользовательского интерфейса, по сути УТМ – это только техническое решение передачи данных.

Содержание:

  1. Функции модуля УТМ
  2. Технические требования к модулю
  3. Требования к ПК для установки
  4. Инструкция по подключению
  5. Подготовка к установке на ПК
  6. Обновление универсального транспортного модуля
  7. Ошибки во время запуска
  8. Переустановка программы УТМ

Функции модуля УТМ

Каждому торговому подразделению и магазину оптовой или розничной торговли, за исключением ИП, понадобится отдельный модуль ЕГАИС. Индивидуальные предприниматели не имеют кода причины постановки на учет, поэтому у них может быть и одно рабочее место с УТМ и товароучетной системой или совместимой кассой вне зависимости от количества торговых точек. Обмен информацией с автоматизированной системой государственного контроля производства и оборота алкоголя производится посредством файлов в формате XML.

К главным преимуществам можно отнести следующие возможности:

  1. Модель УТМ ЕГАИС способен запрашивать и получать данные об организациях и алкоголе, которые имеют вид справочников.
  2. В возможности также входит передача актов при отправке, подтверждении и получении, а также документации о возможных расхождениях.
  3. Посредством модуля УТМ можно получить такие справки, как «А» и «Б».
  4. Имеется возможность запрашивать входящую документацию, получать и отправлять с ТТН.
  5. В ЕГАИС доступен запрос остатков всей алкогольной продукции.

Важной и необходимой опцией УТМ является непосредственная передача такой документации, как: постановка алкогольной продукции на баланс, все акты списания, отправка фискальных чеков с онлайн-касс при осуществлении розничных продаж.

Технические требования к модулю

Правила работы с УТС ЕГАИС установлены на государственном уровне.

Запрещенные действия при использовании УТМ:

  • установка других программных обеспечений на компьютер, которые могут повлиять на работу модуля;
  • изменение данных в папках с файлами УТМ, за исключением transport.properties;
  • назначать или вносить изменения в права доступа к информации УТМ на ПК;
  • самостоятельно изменять программный код библиотек;
  • отправлять документы с неверными реквизитами, всегда следует использовать сертификаты ключей государственного образца RSA;
  • отправлять документы, не соответствующие установленному образцу;
  • извлекать КЭП после запуска модуля;
  • использовать удаленный доступ к компьютеру при работающем модуле;
  • задерживать отправку документов, подписанных электронным ключом, более 3 дней;
  • назначать имя файлов модуля русским шрифтом.

В каких случаях нельзя использовать модуль:

  1. Операционные системы несовместимы или ранее не были тестированы.
  2. На одном компьютере не может быть установлено больше одного аппаратного носителя.
  3. На ПК нет стабильного и бесперебойного доступа к сети.
  4. С компьютера не удается зайти на сайты test.update.egais.ru и test.utm.egais.ru.
  5. На компьютере используются виртуальные среды, в том числе операционные системы и рабочее пространство.
  6. С устройства не удается связаться с сервером удостоверяющего центра, выдавшего ключ ЕГАИС.
  7. При установке нескольких модулей без актуальной версии обновления.

На ПК не должно быть более одного сертификата и ключа. Правильное использование аппаратного носителя возможно при соблюдении двух условий:

  • есть сертификат RSA, соответствующий актуальному ключу ЕГАИС;
  • наличие действительного ключа ЕГАИС в одном экземпляре.

Требования к ПК для установки

Компьютер торгового подразделения должен соответствовать нескольким требованиям:

  • операционная система WIndows 7 и выше;
  • оперативная память – от двух гигабайт;
  • скорость бесперебойного интернет-соединения от ста мегабит, порт RJ-45;
  • наличие квалифицированной электронной подписи.

Инструкция по подключению

Установка возможна несколькими способами:

  • без подключения к сети;
  • при наличии доступа в интернет.

Для подключения такого модуля необходимо выяснить, совместима ли данная касса и ПО с модулем, а также выполнить следующие действия:

  • приобрести КЭП Рутокен ЭЦП 2.0 или Jacarta;
  • получить на официальном сайте единой государственной автоматизированной информационной системы сертификат для защищенного соединения RSA;
  • скачать программное обеспечение для УТС и установить на ПК;
  • связать модуль с ПО для работы в ЕГАИС или товароучетной системой.

Подготовка к установке на ПК

Обязательные мероприятия для успешной установки транспортного модуля:

  • проверка достоверной даты и времени на компьютере;
  • отключение контролирующей функции учетной записи пользователя для защиты ПК, раздел учетной записи находится в панели управления, после чего необходимо выполнить перезагрузку;
  • приостановка работы или полное отключение брандмауэра, антивируса и защитника операционной системы;
  • проверка и отсоединение всех ненужных носителей до подключения к ПК ключа ЕГАИС;
  • разблокировка дистрибутива (в общих свойствах);
  • запуск от имени администратора.

Получить набор файлов, составляющих программу, а также содержащий инструкции по установке, можно в разделе «Транспортный модуль» на официальном сайте ЕГАИС.

Установить УТМ можно и без доступа к сети интернет. Для этого понадобится открыть сохраненный файл транспортного модуля на правах администратора. После его установки найти и запустить службы в панели управления (Transport-Updater, Transport и Transport-Monitoring). В браузере Internet Explorer ввести в адресную строку http://localhost:8080/, на странице которой и будут размещены данные УТМ.

Обновление универсального транспортного модуля

Обновить версию УТМ можно в автоматическом режиме. Для этого необходимо дать разрешение специальной службе. О наличии актуальной версии будет сигнализировать значок транспортного модуля. В случае успешной операции, появится уведомление о запуске службы. После чего необходимо перейти на домашнюю страницу и проверить корректность работы модуля.

Сбой во время установки более свежей версии может быть вызван:

  • работой антивируса, который мешает обновить версию модуля;
  • брандмауэром ОП;
  • универсальный транспортный модуль запущен не от имени администратора или не с полными правами.

  • закрыть программу УТМ;
  • отключить антивирус полностью;
  • перейти в панель управления, выбрать раздел «Администрирование/службы» и перезапустить программу;
  • найти в списке работающих служб УТМ и включить их заново;
  • открыть файл на правах администратора (C:\UTM\agent\bin\agent.bat);
  • проверить работу УТМ, вернувшись на домашнюю страницу.

Ошибки во время запуска

После обновления транспортного модуля могут появиться проблемы с запуском. Устранить их можно следующим образом:

Ошибки Способы устранения

sun.security.pkcs11.wrapper.PKCS11Exception:

CKR_USER_ALREADY_LOGGED_IN

Для Рутокен 2.0 в конфигурационных файлах

заменить следующие строки:

gost.pkcs11.library.path=C\:\\Windows\\

System32\\rtPKCS11ECP.dll

gost.library.path=C\:\\Windows\\

System32\\rttranscrypt.dll

rsa.library.path=C\:\\Windows\\

System32\\rtPKCS11ECP.dll

на:

rsa.library.path=C:\\Windows\\

System32\\rtPKCS11ECP-replica.dll

gost.library.path=C:\\Windows\\

System32\\libtranscrypt.dll

gost.pkcs11.library.path =

C:\\Windows\\System32\\rtPKCS11ECP.dll

Для win 64 изменить название папки System32.

rtpkcs11ecp-replica.dll отказано в доступе Блокирует программу Windows Defender (защитник Windows), в ОС Windows 10 он установлен по умолчанию. Проблемы с транспортным модулем возникают и во время работы антивируса MS Security Essentials. Достаточно восстановить файлы из карантина и добавить в исключение антивируса.

C:\UTM\transporter\l\transport_info.log в самом

конце файла есть информация об ошибке:

2018-09-26 15:36:59,766 ERROR es.programador.transport.h.e

Ошибка при получении и чтении документов с сервера ЕГАИС

com.sun.xml.internal.ws.client.ClientTransportException:

HTTP transport error: javax.net.ssl.SSLException:

java.security.ProviderException: Token has been removed

at com.sun.xml.internal.ws.transport.http.client.

HttpClientTransport.getOutput(Unknown Source)

at com.sun.xml.internal.ws.transport.http.client.

HttpTransportPipe.process(Unknown Source)

at com.sun.xml.internal.ws.transport.http.client.

HttpTransportPipe.processRequest(Unknown Source)

at com.sun.xml.internal.ws.transport.DeferredTransportPipe.

processRequest(Unknown Source)

Необходимо убедиться в том, что ключ подключен к ПК и моргает его лампочка. Если ключ действительно подключен, и лампочка горит, то необходимо отключить ключ от компьютера и снова его подключить. Через несколько минут ошибка, как правило, исчезает.

Информация об ошибках и неисправностях универсального транспортного модуля размещена в лог-файлах служб. Найти ее можно следующим образом:

  • лог службы обновления: C:\UTM\updater\l\update.log;
  • лог службы транспорта: C:\UTM\transporter\l\transport_info.log.

Для открытия указанных файлов используется программа Блокнот. В них записывается каждый шаг работы модуля и выводится подробная информация об ошибке. Список самых свежих событий находятся в самом конце.

Переустановка программы УТМ

Если обновиться или устранить ошибки способами, приведенными выше, не удалось, это может означать, что программа работает некорректно и ее следует переустановить. Процедура будет следующей:

  1. Необходимо получить свежую версию УТМ на официальном сайте ЕГАИС.
  2. Остановить службы в системное трее.
  3. Закрыть агент УТМ.
  4. Нажать правой кнопкой мыши на значок и выбрать «Выйти».
  5. Проверить корректность остановки программы можно в статусе служб УТМ. Не должны быть также запущены процессы daemon.exe.
  6. Далее необходимо создать резервную копию информации. Все документы, как исходящие, так и входящие и чеки фиксации продаж находятся в папке C:\UTM\transporter\transportDB. Перед удалением модуля необходимо сделать ее копию на «Рабочий стол».
  7. Удалить программу с помощью C:\UTM\unins000.exe, на все вопросы необходимо ответить положительно.

Если на диске C:\ останется папка с названием UTM, в том числе и после перезагрузки, ее необходимо удалить вручную. Для установки нового транспортного модуля следует запустить ранее скачанный файл дистрибутива. После чего скопировать сохраненную папку с БД C:\UTM\transporter\transportDB. Данные будут восстановлены из старой программы, УТМ готов к работе.

Оцените, насколько полезна была информация в статье?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *