Маркировка товара 2022: ЕГАИС, Меркурий, Честный знак, ДМДК
Техподдержка: Оставить заявку
ВКонтакте

Маркировка товаров 2022

Маркировка товара – это нанесение уникальных цифровых кодов на одежду, обувь, лекарства, табак и другие группы товаров. С помощью специальных информационных систем, таких как «Честный знак», «Меркурий» и «ЕГАИС» осуществляется контроль прохождения продукции от производителей или импортеров к потребителям через различные торговые сети. Ответственными за маркировку считаются производители и импортеры, однако представители розницы тоже должны соблюдать определенные правила.

Что такое маркировка?

Маркировкой называют уникальные контрольно-идентификационные знаки (КиЗ), размещаемые на упаковках продукции, а также ярлыках, таре и этикетках. Их создают только в Центре развития перспективных технологий, который считается единым оператором маркировки.

Считывание кода

Цифровые коды, защищенные криптографией, позволяют производить точную идентификацию товаров и отслеживать их путь от момента изготовления до продажи. Все представители бизнеса обязаны передавать данные о реализуемой или произведенной продукции в единую государственную систему «Честный знак».

Распределение ролей после регистрации в «Честном знаке» происходит следующим образом:

Способ маркировки в «Честном знаке» зависит от категории непродовольственного товара. Например, меховые изделия маркируют при помощи RFID-меток, представляющих собой микрочипы, в которых зашифрованы данные о товаре. Одежду, обувь и сигареты маркируют при помощи двухмерных штрихкодов DataMatrix.

Требования к маркировке товара

Все предприниматели, которые участвуют в движении товаров, в том числе поставщики, производители и магазины, должны заносить в систему «Честный знак» сведения о продукции, сразу, как только она к ним попадет

Основные требования в «Честном знаке»

Производители после регистрации в «Честном знаке» получают уникальные коды и наносят их на упаковки товара при помощи специальных устройств.

После того, как продукция попадает к поставщикам или продавцам, они должны обязательно сверить информацию о ней с теми данными, которые занесены в систему. Также им следует добавить дополнительный блок «Оборудование для маркировки».

Для считывания таких кодов подходит обычный сканер штрихкода, поэтому нет необходимости покупать дополнительное оборудование для этой цели.

Маркировка непродовольственных товаров в «Честном знаке» должна содержать следующие сведения:

Коды для отдельных групп товаров должны содержать дополнительную информацию для потребителей.

Регистрация в системе «Честный знак»

Регистрация в «Честном знаке» требуется компаниям и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых предусматривает участие в обороте маркированного товара. К продукции, подлежащей маркировке с применением системы «Честный знак», относится:

Регистрация в «Честном знаке» требуется не только производителям и импортерам товаров с обязательной маркировкой, но и всем оптовикам и ритейлу. Все, кто участвует в товарообороте обязаны предоставлять данные о движении продукции, на которую нанесены идентификационные метки.

Для регистрации в «Честном знаке» потребуется собрать определённый перечень документов, который указан на официальном сайте информационной системы. Представителям бизнеса для этой цели нужно будет предоставить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которая выдается в Удостоверяющих центрах, прошедших аккредитацию в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ.

регистрация честный знак

Чтобы регистрация в «Честном знаке» прошла успешно, необходимо подать электронную заявку на участие в проекте по маркировке продукции. Заявление чаще всего рассматривается сотрудниками онлайн-системы в течение 5-30 минут. В отдельных случаях на это уходит максимум 24 часа.

Уведомление об успешной регистрации в «Честном знаке» поступает на электронную почту, адрес которой был указан в заявке. В этом же документе будет содержаться ссылка для входа в личный кабинет.

Как работать в ЕГАИС

Для осуществления контроля алкогольной продукции на рынке создана Единая автоматизированная система. С помощью ЕГАИС можно контролировать производство алкоголя и его оборот. Представители бизнеса должны фиксировать там все сделки, начиная от закупки алкоголя и заканчивая продажей его на кассе.

маркировка товаров

ЕГАИС отличается от системы «Честный знак» тем, что она необходима только тем продавцам и производителям, чей бизнес связан с алкогольной продукцией. Регистрация в ней производится также, как и в «Честном знаке». Зарегистрироваться в системе обязаны все производители спиртных напитков, владельцы и ресторанов, магазинов и кафе. Исключением являются только кондитеры, которые применяют алкоголь для изготовления тортов или конфетной продукции.

Работать с системой ЕГАИС также нужно индивидуальным предпринимателям, которые специализируются на продаже слабоалкогольных напитков, в том числе пива, сидра, пуаре и медовухи. Для регистрации им потребуется получить сертификат КЭП. Несмотря на то, что для продажи слабоалкогольных напитков лицензия не требуется, фиксировать закуп и оборот необходимо в обязательном порядке.

Юридические лица, которые занимаются реализацией крепкого алкоголя, должны в первую очередь получить лицензию на его продажу, а затем подать заявку на получение КЭП отдельно для каждого подразделения.

Для работы с системой маркировки алкоголя понадобится установить в Личном кабинете специальный «Транспортный модуль». В отдельных случаях может потребоваться установка дополнительного рекомендуемого оборудования.

Чтобы иметь возможность работать с маркировкой, нужно купить кассовый аппарат, программное обеспечение которого совместимо с системой ЕГАИС, а также сканер для считывания двухмерных штрихкодов. При продаже информация о каждом штрих-коде автоматически попадает в систему маркировки ЕГАИС.

О том, как производится учет и списание в системе ЕГАИС, смотрите следующее видео:

Система «Меркурий» от Россельхознадзора

Начиная с 2018 года все сопроводительные ветеринарные документы представители бизнеса оформляют в электронной форме и фиксируют все действия в специальной государственной системе «Меркурий».

Абсолютно все предприниматели, которые участвуют в обороте товаров животного происхождения, должны оформлять сертификаты в «Меркурии». К этой категории бизнеса относятся производители и продавцы продукции, поднадзорной Госветконтролю:

Получение данных для входа в систему осуществляется по аналогии с регистрацией в «Частном знаке». Зарегистрироваться в «Меркурии» можно несколькими способами:

  1. подать заявление в бумажном виде в Россельхознадзор либо в одно из его территориальных подразделений;
  2. отправить заявку, подписанную электронной подписью, по e-mail.

Система «Меркурий» разработана таким образом, что доступ к ней могут получить такие хозяйствующие субъекты, как производители, поставщики, логистические склады, а также сбытчики подконтрольных товаров. К системе должны подключится те, кто обязан оформлять ветеринарную сопроводительную документацию, а также торговые точки, которые должны гасить созданные в «Меркурии» документы.

До 2019 года в перечень продукции, подлежащей обязательной маркировки, не входили товары, нуждающиеся в оформлении ветеринарных сертификатов. В 2022 году маркировка в этом сегменте должна осуществляться в обязательном порядке. Это означает, что организациям и ИП требуется доступ в систему «Меркурий».

К настоящему времени уже разработаны варианты интеграции сразу двух систем с собственным товароучетым ПО. Ее можно реализовать самостоятельно или с помощью интегратора.

Маркировка ювелирных изделий

Начиная с 1 марта 2022 года на российском рынке введена маркировка драгоценных камней и металлов. Отчеты по данному виду маркировки следует оформлять не в «Честном знаке», а в информационной системе ДМДК.

Код маркировки для драгметаллов

Сервис аналогичен системе «Честный знак». С его помощью государство может отслеживать все ювелирные изделия на рынке, начиная с момента их изготовления и до продажи в магазине. Контроль на всех этапах с помощью маркировки позволяет предотвратить появление подделок и избавиться от недобросовестных продавцов и производителей.

Вносить информацию об изделиях должны все юридические лица и ИП, которые специализируются на изготовлении или продаже продукции, содержащей драгоценные металлы или камни.

Для того, чтобы получить доступ к государственной системе маркировки ДМДК, необходимо пройти регистрацию на портале, а также встать на учет в Пробирной палате.

Работа в ДМДК осуществляется в следующей последовательности:

  1. ювелиры получают уникальные идентификационные номера на каждое изделие;
  2. далее УИНы преобразуются в штрихкоды Data Matrix для маркировки;
  3. полученные изображения распечатывают и размещают на ярлыках украшений;
  4. если с изделиями совершаются такие действия, как продажа, списание или возврат, то их обязательно фиксируют в системе.

Также как и для регистрации в «Честном знаке», для ДМДК требуется квалифицированная электронная подпись. При ее наличии руководитель может встать на спецучет, осуществлять маркировку ювелирных изделий и вносить актуальные сведения в систему.

Штрафы за отсутствие маркировки

Товары без штрихкода подлежат конфискации. При этом должностным лицам, которые несут ответственность за сбыт продукции, подлежащей обязательной маркировке в «Честном знаке» или другой системе, придется заплатить штраф в размере 5-10 тысяч рублей. Юридические лица за данное правонарушения могут быть оштрафованы на 50-300 тысяч рублей.

Если речь идет о табачной продукции, то штрафы увеличиваются:

Продукция без маркировки на сумму в особо крупных размерах может грозить продавцу или производителю лишением свободы сроком до 5 лет

Если отсутствие маркировки привело к тому, что покупатель получил вред, то штраф придется заплатить в тройном размере.

Обо всех нюансах маркировки можно узнать при просмотре следующего ролика: