Что значит маркировка товара: обязательная информация на упаковке для потребителей

Что значит маркировка товара

3341
25 марта 2019 в 17:58
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

В декабре 2017 года на государственном уровне в Российской Федерации было положено начало формирования «Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров». Очевидно, что ввод такой меры на государственном уровне был подкреплён серьёзными основаниями. Контроль необходим из-за наличия очень существенной процентной доли нелегальной и поддельной продукции. Контрафакт в некоторых сегментах рынка сегодня только по официальным оценкам составляет до 30 процентов продукции. Безусловно, реальная ситуация намного сложнее, и эта цифра значительно больше.

Цели маркировки товара и методы достижения

Отследить и пресечь незаконный поток, захлестнувший разные рыночные сферы до сих пор не удавалось. Внедрение системы сплошной маркировки сможет решить эти непростые проблемы и оказать помощь прежде всего конечному потребителю, то есть покупателям.

Методом достижения цели станет маркировка товаров в общей государственной системе, позволяющая отслеживать происхождение и проводить идентификацию таких товаров на всех этапах процесса их движения.

Согласно поручению Правительства к 2024 году у нас должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными знаками идентификации. Это означает, что к указанному времени будет создана мощная информационная система контроля за основным массивом потребительских товаров, производимых, ввозимых из других стран и продающихся на территории России.

Формироваться система будет постепенно, в несколько этапов, важнейший из которых стартует с первого декабря 2019 года, когда законодательные нормы, в частности Федеральный закон 488-ФЗ предписывают для большого перечня товаров обязательную идентификацию с присвоением этим товарам уникальных кодов. В самом законе раскрываются такие понятия, как «код маркировки» и «товары, маркированные средствами идентификации». Для простоты применяют ставшее распространённым слово «маркировка».

Маркировка, наносимая на товары

Это несложно: маркировка товаров — нанесение на каждую единицу товара уникального идентификатора или попросту особого штрих-кода. Государство при помощи этого кода и постоянно обновляемой информационной системы сможет отслеживать всё, что касается оборота этой товарной единицы – от её изготовления до реализации.
Стало быть, в процесс вовлекаются производители, посредники, дилеры, розничные торговые предприятия и даже конечные потребители. Этот штрих-код несильно отличается от того, что уже действует в рамках системы ЕГАИС. Идентификация по этому коду производится электронным способом, ну а сам маркировочный код ставится в печатном виде, либо наносится на этикетку.

Удавшаяся часть процесса

ЕГАИС

Иллюстрацией того, что масштабная задумка по маркировке действительно может сработать и принести положительные результаты может служить введение государством в 2005-м году системы ЕГАИС, контролирующей оборот спиртосодержащей и алкогольной продукции. В то время, когда для борьбы с контрафактом в области алкогольных напитков нужны были решительные меры, на каждую бутылку начали наносить акцизные марки PDF417. Эти марки содержали код, который отсылался на сервер службы ФСРАР. Когда стало очевидным, что объёмы проданного алкоголя в несколько раз больше объёмов производимого – вступил в силу Федеральный закон номер 182 с предписанием каждой торговой точке, реализующей алкоголь считывать данную марку в моменты приёмки и продажи товара.

Данные посредством программного обеспечения направлялись непосредственно в службу ФСРАР и продвижение алкогольной продукции стало гораздо более прозрачным. Результатом активации системы ЕГАИС стало сокращение объёмов нелегальной доли алкогольного рынка на 20%. Таким образом был создан работающий аналог той системы маркировки товара, что запланирована на недалёкое будущее.

Товары, подлежащие маркировке сейчас и в будущем

Помимо уже упомянутой системы ЕГАИС, запущена маркировка меховых изделий. В качестве эксперимента специальный код уже наносится на лекарства, табачную продукцию, ювелирные украшения и обувь. Когда с обязательной маркировкой столкнутся эти сегменты рынка? На каких ещё сегментах будет действовать обязательная маркировка и с какого срока?

Список подлежащих официальной маркировке товаров утверждён распоряжением Правительства РФ номер 792-р от 28 апреля 2018 года. Он вступил в силу с первого января 2019 года. Реформа по маркировке товаров, запланирована на 2019-2024 годы только началась.

Как уже было сказано, на сегодня имеются четыре категории товаров, для которых реформа идёт в качестве экспериментального исследования. Это лекарства, табак, ювелирные изделия и обувь.
Эксперимент по маркировке лекарств был запущен первым – с 2017 года. Ювелирные украшения и драгоценные камни вступили в исследование с период с первого июня по первое ноября 2018 года. Следует заметить, что для этих двух категорий сегодня пока не установлены сроки перехода к обязательному этапу маркировки.

Оставшиеся участники эксперимента – табачная продукция и обувь. Реализация табака с нанесением специального кода в качестве предварительного исследования началась с первого января 2018 года, а обувь входила в эксперимент в период с 1 июня по 31 декабря того же 2018-го года.

Срок начала обязательной маркировки для табачных изделий – первого марта 2019 года, а для обуви он начнётся с первого июля 2019 года.
Некоторые группы товаров участвовать в эксперименте не будут. Для них сразу предусмотрен переход на обязательную маркировку с первого декабря 2019 года. Какие товары относятся к таким категориям? Это:

  • Пневматические новые резиновые шины и покрышки;
  • Духи и туалетная вода;
  • Предметы одежды (в том числе рабочая одежда) из натуральной или композиционной кожи;
  • Верхняя одежда, а именно пальто, полупальто, накидки, куртки (в том числе лыжные), плащи, ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские и женские или предназначенные для мальчиков и девочек;
  • Женская одежда, а именно трикотажные блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания или предназначенные для девочек;
  • Постельное бельё, а также столовое, туалетное и кухонное;
  • Фотокамеры (но не кинокамеры), фотовспышки и лампы-вспышки

Кроме того, сейчас идёт подготовка проектов по маркировке молока.
Важно понимать, что государство может изменить определённые на настоящий момент сроки перехода к обязательной маркировке для той или иной категории товаров в любое время.

Как подготовиться к обязательной маркировке?

Если Ваш бизнес связан с товарами, подлежащими в обозримом будущем обязательной маркировке, необходима предварительная подготовка к этому периоду. Будьте готовы к тому, что в важнейшие процессы, такие как приёмка, хранение и продажа будут внесены заметные коррективы. Товар, для которого введена обязательна маркировка, нельзя будет реализовывать без неё. Нарушители будут подвергаться штрафам.

В первую очередь перемены затронут приёмку. Главное, что необходимо будет сделать – отказаться от приёма немаркированного товара. Затем будет нужна техническая подстройка оборудования к новым условиям. Сотрудников предприятия следует обучить таким вещам, как работа с накладными УПД или универсального передаточного документа. Приниматься товар должен полностью и с расхождением, а все операции с любым товаром нужно проводить только в маркировочной системе. Что касается нового технического оборудования: следует купить двухмерный сканер штрих-кодов и обязательно подключить кассу к ОФД. Кассиру с момента вступления в силу мер по маркировке нужно будет сканировать не только обычный товарный штриховой код, но и код маркировки.

Подытожим. Что же будет нужно проделать?:

  • Предварительно зарегистрироваться в эксперименте по маркировке, если таковой предусмотрен, чтобы иметь представление обо всём к моменту старта обязательной маркировки, когда будут вводиться штрафы;
  • Подстроить свой бизнес и обучить сотрудников для работы в новой системе маркировки;
  • Приобрести оборудование, нужное для работы системы обязательной маркировки, а именно онлайн-кассу со специальным программным обеспечением, сканер двухмерных штрих-кодов, КЭП – ключ электронной подписи, экспокамеры для клише и настроить ЭДО (электронный документооборот).
  • Настроить квалифицированную электронно-цифровую подпись. Если она уже имеется, скажем, для ЕГАИС, электронного документооборота, торгов или отчётности – можно использовать её.

Какая понадобится касса?

Возникают некоторые дополнительные требования к контрольно-кассовой технике, используемой при реализации товара. Итак, следует купить кассовый аппарат с возможностью подключения 2D-сканера, считывающего DataMatrix коды, поддерживающий нужную Вам маркировку и обязательную работу с оператором фискальных данных.

Назначение оператора системы маркировки

В соответствии с федеральным законом 488-ФЗ определение оператора системы маркировки возлагается на Правительство. В качестве официального оператора был назначен Центр развития перспективных технологий – ЦПРТ. Это не государственная организация, а частный партнёр. ЦПРТ было поручено генерировать маркировочный код, обеспечивать его защиту, разрабатывать и использовать системную платформу, заниматься формированием единого каталога товаров. Кроме того, эта структура курирует производство оборудования для маркировки.

Таким образом имеется единственная организация, ответственная за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, получившей название Честный ЗНАК.

Что такое Честный ЗНАК?

Так называется вся система цифровой маркировки товара, состоящая из двух компонентов, а именно:

  • Цифрового решения для маркировки и прослеживаемости;
  • Мобильного приложения Честный ЗНАК, являющегося полноценным инструментом общественного контроля

Это мобильное приложение уже сегодня можно скачать в Google Play и App Store. Дело в том, что с ним можно считать со смартфона специальный код DataMatrix или маркировку другого типа, чтобы мгновенно провести проверку. В этом же приложении конечный потребитель может проинформировать контролирующие органы о том, что был обнаружен контрафакт. Немаловажно и интересно, что планируется поддерживать активных участников процесса общественного контроля и вознаграждать их бонусными программами за помощь в борьбе с нелегальной продукцией.

Система маркировки Честный ЗНАК обладает составной структурой. Одна из её главных подсистем носит название Национальный каталог товаров. В этом каталоге будут содержаться данные по всем промаркированным категориям товаров, и эта информация будет использоваться в ОФД и розничных сетях для контроля над операциями по данным категориям.

Сейчас предполагают, что свободный доступ к каталогу будут иметь все участники товарооборота. Причём производители, дистрибьюторы и розничные сети смогут управлять этими данными без финансовых затрат.

Для тех товарных категорий, для которых введение обязательной маркировки произойдёт в 2019 году, будет проведена интеграция Национального каталога товаров с Федеральными информационными ресурсами: Роскачество, Россельхознадзор, Росаккредитация и Федеральной Налоговой Службой. Это нужно для того, чтобы каталог хранил специальные разрешительные и сопроводительные документы, в отсутствие которых невозможна продажа, скажем, медикаментов или продуктов животного происхождения.

Национальный каталог товаров будет работать с такими классификаторами, как ТН ВЭД, ОКВЭД 2, ОКПД 2 и КТРУ, а также системой GS1.

Что такое код DataMatrix?

DataMatrix

Уникальным ключом к идентификации товара по базе данных системы Честный ЗНАК, который наносится единственный раз при производстве товара является код DataMatrix. Через этот код, в котором применены сложные криптографические инновации, возможно при входе в данную систему получить доступ ко всей информации, касающейся товара:

  • Месту, дате и времени изготовления;
  • Сроку годности товара;
  • Последовательности его переходов от собственника к собственнику;
  • Дате и месту продажи

Существенно, что благодаря криптозащищённости подделать данный код практически невозможно. В состав кода DataMatrix входят две кодовые части:

  • Код идентификации: по нему устанавливается позиция товара в системе и едином каталоге;
  • Код проверки или крипто-хвост, который генерирует оператор

Маркировка товара кодом DataMatrix – поэтапный процесс и действует на различных уровнях:

  • На уровне производителя или импортёра на товар наносится уникальный код;
  • Уровень логистики: весь путь товара от завода до покупателя фиксируется;
  • Уровень магазина: продажа товара разрешена только после сканирования кода DatаMatrix. Это исключает проникновение на прилавки подделок;
  • Уровень кассы: благодаря системе ни один поддельный товар не сможет быть реализован через онлайн-кассу. Как только код DataMatrix сканируется, данные о нём поступают оператору фискальных данных, и ОФД информирует систему маркировки о том, что товар выбыл;
  • Уровень потребителя: на этом уровне действует общественный контроль, позволяющий выявлять нелегальный товар через приложение Честный ЗНАК

Особенности и перспективы

Основным отличием системы маркировки, вводимой в России от тех, что действуют в других странах является единый центр эмиссии кода. Что это значит? Только оператор ЦРПТ в партнёрстве с государством ответственен за выпуск этого кода. В других же странах мира выпуск кода вменён в задачу каждому конкретному предприятию-производителю.

Каковы возможности и перспективы начинающегося в принципе совсем скоро процесса обязательной маркировки товаров? Опыт ЕГАИС и анализ результатов экспериментальных этапов позволяют говорить о том, что наличие контролирующих оборот товара идентификаторов увеличит прибыль всех честных представителей разных сфер рынка. Значительно снизятся потоки денег, приходящиеся на долю нечестного товарооборота.

По поводу повышения цен на те или иные группы товаров или наоборот их снижения прогнозы делать сложно. Мнения экспертов значительно расходятся. Как бы ни было, вести борьбу за прозрачность бизнеса, легальность товаров и выявление нарушителей просто необходимо.

Оцените, насколько полезна была информация в статье?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...